Институт Стрелка подводит итоги того, какой была судьба современного искусства в Москве и почему нам важно, чтобы выставки современного искусства были не событием, а частью повседневной жизни горожанина. Меня эта статья порадовала, потому что в этом году особенно много выставок современного искусства нашли во мне отклик и я хочу видеть Москву, которая развивается в этом направлении. По ссылке много других статей-итогов за год вроде "Как дизайнеры изменили город за этот год", "Какими были отношения между государством и архитектурой", итд:
www.strelka.com/ru/magazineИТОГИ-2015: ПОЧЕМУ ГОРОЖАНЕ ПРИВЫКЛИ К СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ
Екатерина Иноземцева, куратор Музея современного искусства «Гараж»
О МОСКВИЧАХ И СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
2015 год, с моей точки зрения, был совершенно ключевым в смысле отношений классических музеев с современным искусством. Эти прежде довольно напряжённые контакты, устроенные по принципу ненападения, обернулись продуктивным взаимодействием. И здесь, как мне кажется, есть личная заслуга новых директоров главных федеральных музеев, расположенных в столице.
читать дальшеСовременный москвич, кем бы он ни был, привыкает к факту существования современного искусства, его зримого присутствия в городе. С появлением, например, нового «Гаража», благодаря активности ММСИ на пяти площадках, выставкам в Еврейском музее, различным фестивалям и смотрам наращивается «критическая масса», создаётся контекст, в котором каждый волен искать и выбирать нужное именно ему.
Современный музей давно не просто хранилище артефактов, он с одинаковым рвением инвестирует в выставки, образование, различные формы досуга, включая кафе и книжный магазин. К моей великой радости, музеи, наконец, открываются зрителю, пытаются наладить коммуникацию, избавляясь от снобизма и некоторого элитаризма. Что до провокационности, то люди во все времена не готовы к радикальным формам в искусстве, именно поэтому эти формы и остаются таковыми. Вопрос, как водится, в формировании адекватного суждения, которое если и не претендует на экспертное, то хотя бы мотивированно по отношению к самым радикальным формам искусства.
А к таким ситуациям, как та, что произошла в Манеже, нужно относиться очень строго. Трактовать историю с Энтео (14 августа лидер движения «Божья воля» Дмитрий Энтео вместе с группой православных активистов ворвались на выставку «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже и, заявив, что экспонаты оскорбляют чувства верующих, устроили погром. Подробнее. — Прим. ред.) надо единственным возможным способом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В результате намеренных хулиганских действий был нанесён ущерб музейному фонду РФ в размере одного миллиона ста рублей, если не ошибаюсь, за что организаторы и исполнители этого акта вандализма должны понести соответствующее наказание. Точка. Всё остальное — низкого пошиба спекуляции, которые вызывают раздражение.
Политические события и общее изменение климата, конечно, влияют на оперативную деятельность институций (чаще государственных) и даже на работу художников, которые, как правило, быстрее и острее всех реагируют на любые изменения — на все оттепели и морозы. Для меня лично 2015 год завершился невозможностью полноценного музейного обмена с американскими музеями из-за библиотеки Шнеерсона (Американский суд потребовал от России вернуть хасидской организации «Хабад» библиотеку ребе Шнеерсона. Россия вышла из судебного разбирательства с отказом. На данный момент книги переданы на хранение в Еврейский музей. Подробнее. — Прим. ред.) и прочих обстоятельств. И, кажется, в ближайшее время решений этой проблемы не предвидится.
О САМЫХ ПОСЕЩАЕМЫХ ВЫСТАВКАХ И МУЗЕЯХ
Отчасти эффект персональной выставки Серова (выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее на Крымском Валу в этом году стала самой посещаемой) — результат кропотливо собранной, по всем законам жанра устроенной экспозиции. Сейчас, кажется, наступает новая эра парадных портретов, массовый выбор отчётливо стремится к всё более внятным, нарративным формам (часто, увы, без разбора, каким). Серов в этом смысле отличный выбор, потому что в истории русского искусства это точно один из самых великих живописцев.
Мне сложно говорить про спрос, потому что я не имею представления о статистике в других музеях, но точно знаю, что «Гараж» — одно из самых посещаемых мест. Очевидно, Буржуа (выставка «Луиз Буржуа. Структура Бытия: клетки» проходит в музее с 25 сентября и продлится до 7 февраля 2016 года. — Прим. ред.) была одной из самых популярных выставок года, радовала и Третьяковская галерея, и ММСИ отдельными проектами. Однако для 15-миллионного города в Москве происходит ничтожно мало: выставки современного искусства не могут быть уникальными событиями, они неотъемлемая часть культурной жизни города. Эти ритм и бурление обеспечивают городу жизнеспособность.
О ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЕ НОВОГО «ГАРАЖА»
Главная ценность и важность «Гаража» в том, что это место меняет среду, контекст; в этой институции заложена огромная энергия действующих людей, которые заражены духом инновативности, перемен, здесь по-настоящему чувствуется общее актуальное время. А не архаические дали. Мы готовим огромную выставочную программу на 2016 — 2017 годы, в которой будут совмещаться и громкие имена, и оригинальные выставки-исследования. Мы рады, что благодаря ОМА в локальную среду внедрилось не просто новое пространство, а новый способ размышления о пространстве, о его функциях и жизненном цикле. Это подспудно меняет огромное количество вещей, запускаются новые когнитивные процессы, которые непременно изменят ход развития культурных и не только событий.
www.strelka.com/ru/magazine/2015/12/23/itogi-20...