The wings of flies, gentlemen, represent the aerial power of the psychic faculties.
О мире театра, об актерской игре, об искусстве как таковом и об искусстве в свете веры мы решили побеседовать с руководителем московского театра «Камерная сцена» заслуженным деятелем искусств России, академиком РАЕН, профессором Михаилом Григорьевичем Щепенко.

- Но некоторые святые отцы очень резко и категорично высказывались насчет театра, хотя сегодня к нему, можно сказать, лояльное отношение. Как это понимать, на Ваш взгляд?
- Есть разные позиции у людей, принадлежащих к Церкви. Категорическая позиция святых отцов претерпевала какие-то изменения, но все-таки была довольно устойчивой. Например, говорят, что при Иоанне Златоусте, в период упадка Римской империи, театр представлял собой абсолютно развратное зрелище, а сейчас он иной. Но дело в том, что святой Иоанн Кронштадтский, будучи как раз современником К.С.Станиславского, современником классического русского театра, тоже отрицательно относился к этому явлению.

- Почему? В чем здесь загвоздка?
- Искусство и театр – это изначально языческий феномен, поэтому если говорить о театре, как о явлении, то его надо отрицать с духовных позиций. На мой взгляд, театр может и должен осуществлять созидательную миссию, нести христианское служение, однако в большинстве случаев даже не пытается этого делать.

Но даже если такие попытки есть, как бы там ни было, актерская профессия опасна для души сама по себе. И эту опасность редко кто по-настоящему чувствует…

В чем, прежде всего, эта опасность?
- Их несколько.

Первая ловушка – это дилемма выбора источника, из которого черпается вдохновение. Дело в том, что истинное творчество без вдохновения не существует. Вот только откуда оно исходит, это вдохновение, наваждение?..

На последнем фестивале школьных театров «Русская драма», который мы организуем уже 10-й год подряд, был показан спектакль «Детство убежало от меня» о Нике Турбиной [1] . Нике был дан гениальный дар, тяжкий крест, некое стихотворное наваждение, которое нашло, а затем кончилось: в итоге у неё был ряд покушений на самоубийство и, в конце концов, она погибла… Исполнительница роли Ники– 8-летняя девочка – играла, можно сказать, конгениально. Но было несколько жутковато, потому что здесь чувствовалось творчество со знаком «минус». Страшно, что она, эта удивительная девочка, тоже делается своего рода одержимой. Проблема очень серьезная...

Конечно же, источник творчества – Бог, но дальше может происходить страшная подмена. Об этом и Ф. Ницше писал: есть искусство от Бога, а есть искусство от дьявола. Марина Цветаева говорила: отдашься демону и ты поэт, а нет – всё, ты не поэт.

Что-то неоднозначное есть в творчестве – думаю, это связано именно с источником вдохновения.


- Но разве дьявол может быть творцом и источником творчества?
- Дьявол – обезьяна Бога, он не творец, но может, используя идущие от Бога дары, быть тем замутненным источником, из которого возникает искусство. И такое искусство губительно для души человека.
У А.Блока мы находим о его музе такие строчки:
«Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть».
Здесь очевидно присутствует сатанинское начало.
Каковы основополагающие лозунги сатанизма? Их два: «ничто не истина» и «всё дозволено». Эти две идеи привлекательны и искусительны для художника, потому что якобы дают свободу для самовыражения. Но принимая эти идеи, он оказывается в плену так называемой «своей истины», которая исключает абсолютную Истину, т.е. Христа. Чему и кому служит такое искусство, ясно без комментариев. И чем оно талантливее, тем больше его разрушительное влияние.

- Михаил Григорьевич, а Вам приходилось на практике сталкиваться с этой опасностью?
- Когда мы ещё не были последовательно православными людьми, у нас шел спектакль «Чайка по имени Джонатан Левингстон». Он оказался манифестом всех восточных учений и был очень интересно решен сценографически. Попасть на него было очень сложно, билеты мгновенно раскупались. Даже сейчас, когда мы уже 15 лет спектакль не играем, в театр звонят и просят его возобновить.
«Чайка…» оказалась светозарным спектаклем, но это был свет совершенно другого порядка – холодный, люцифериальный, потому что не всякий свет исходит от Бога. Мы ставили этот спектакль с горячим посылом и не сразу разглядели, что в литературной основе культ эго – значит, холод.

- А что должно быть в идеале?
- В идеале через творчество, через художника должен говорить Бог. Это огонь любви.


Статья полностью
www.pravmir.ru/article_4155.html

@темы: статьи, религия

Комментарии
19.05.2009 в 00:28

всегда пугали люди, которым "очевидно сатанинское начало"

современное европейское искусство зародилось в церкви
19.05.2009 в 00:42

The wings of flies, gentlemen, represent the aerial power of the psychic faculties.
Я думаю тут не про то, что где зародилось. А про то, что не всякий свет от Бога и что нужно быть осторожными со своими талантами.
19.05.2009 в 01:22

меня статья в начале насторожила, но когда она под конец раскрылась - то я решила, что все правильно, так и есть.
раньше я писала стихи. не то чтобы много, но штук 30, думаю, наберется. и так странно... писалось в основном по пьяни и в таком современном стиле: взять немножко грязи, добавить грусти и мата и нате, ребята, мой новый шедевр.
а с тех пор, как я стала христианкой больше не пишется. хотя, кстати, мое последнее стихотворение (январь 2007) о любви и вере в Христа. и все, больше ни строчки. в принципе, не расстраиваюсь. Господь дает и даст еще много талантов.
*
на счет девочки из спектакля - ужас какой... я думаю моральное перевоплощение, тем более, в столь раннем возрасте, опасно. да и роль не из легких.
19.05.2009 в 01:28

The wings of flies, gentlemen, represent the aerial power of the psychic faculties.
Интересно про твои стихи...Наверное и у людей, которые слушали их или читали тоже появлялись определённые ассоциации.

на счет девочки из спектакля - ужас какой... я думаю моральное перевоплощение, тем более, в столь раннем возрасте, опасно. да и роль не из легких.
Да, мне кажется в человеке может произойти непоправимый надлом.
19.05.2009 в 07:53

да, как говаривал мой брат - "Маха, твоих стихов почитать и потом только вешаться" :shuffle:
19.05.2009 в 15:26

нам не дано предугадать, как наше слово отзовется