The wings of flies, gentlemen, represent the aerial power of the psychic faculties.
Заглядываем ему в глаза.
Даль
СТРАХ м. страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия. Страх обуяет, и растеряешься. Со страху, со страстей поджилки дрожат, ноги подкосились. || *Страх на тараканьих ножках бродит, олицетворенье робкого, пугливого, труса. /7од страхом ноги хрупки. Слепой страх напал на всех, панический. У страха глаза велики (да ничего не видят) . Страх смерти, боязнь. На всяку беду страха не напасешься. Кто на море бывал, тот и страху видал. В ком есть страх, в том есть и Бог. Всякий страх в доме хорош, т. е. порядок, строгость; послушанье. Кто обмирал и был на том свете, тому под большим страхом запрещено говорить три слова (неизвестно какие). || Предмет, рождающий страх. Страху в глаза гляди, не смигни! Не боящеся ни единого страху. Петр. || Гроза, угроза или острастка; покорство устрашенного, послушание; сознание ответствености. Страх Божий, благочестие, как боязнь греха. Держать кого в страхе, под страхом, в полной покорности. Иная вера со страхом, иная с любовью. Заказано, под страхом кары. Принять что на свой страх, на свой ответ, на свою голову. Отдать что на чей страх, на чью ответственость или ручательство. || Страх, нареч. ужасно, страшно, весьма, очень; страх сколько, много, без числа, несметно, тьма, пропасть; страх как, сильно, крепко, больно или упорно. Страх, что народу было! Страх люблю, не люблю бури.
Большая советская энциклопедия
Страх,
1) в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). 2) Одно из основных понятий экзистенциализма. Было введено С. Кьеркегором, различавшим обычный "эмпирический" страх-боязнь (нем. Furcht), вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределённый, безотчётный страх-тоску (нем. Angst) — метафизический С., неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У М. Хайдеггера С. открывает перед "экзистенцией" её последнюю возможность — смерть. У Ж. П. Сартра метафизический, экзистенциальный С. (angoisse) истолковывается как С. перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. 3) Ранний психоанализ, также различая рациональный С. перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный С., трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощённых желаний. В современном неофрейдизме С. становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характером современного буржуазного общества, и главным источником невроза.Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время — Д. Юм, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.), рассматривают чувство С. как причину возникновения религиозных представлений и верований; см. Религия.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Страх, психолог., один из простых душевных аффектов, волнение, вызванное неожиданной опасностью, действует парализующим образом на мускулы и нервную систему, вызывает сильный прилив крови к сердцу, останавливает часто мозговую деятельность (потеря способности рассуждения и действия) . Внезапный сильный страх может иногда повести к параличу сердца и смерти. С., подобно другим аффектам, заразителен в толпе, охваченной представлением об опасности (панический С.).
Общая психология. Словарь
Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, С. возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания С. варьируют в довольно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Функционально С. служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, способствует сосредоточению внимания на ее источнике и побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда С. достигает силы аффекта (панический С., ужас), он способен навязать видотипичные стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитное агрессивное поведение). Реакция С. появляется на самых ранних стадиях как фило-, так и онтогенеза без видимого влияния научения. Изначально ее вызывают генетически фиксированные безусловные раздражители (например, внезапный интенсивный стимул, боль, новизна), однако из-за выраженной тенденции С. к следообразованию (обусловливанию), которое часто происходит по типу импринтинга, круг вызывающих его воздействий способен быстро расширяться. В социальном развитии человека С. выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх морального или уголовного осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к С. лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции С. являются сравнительно стойкими и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к С. обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции С. наблюдаются при различных психических заболеваниях (например, фобии).
Даль
СТРАХ м. страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия. Страх обуяет, и растеряешься. Со страху, со страстей поджилки дрожат, ноги подкосились. || *Страх на тараканьих ножках бродит, олицетворенье робкого, пугливого, труса. /7од страхом ноги хрупки. Слепой страх напал на всех, панический. У страха глаза велики (да ничего не видят) . Страх смерти, боязнь. На всяку беду страха не напасешься. Кто на море бывал, тот и страху видал. В ком есть страх, в том есть и Бог. Всякий страх в доме хорош, т. е. порядок, строгость; послушанье. Кто обмирал и был на том свете, тому под большим страхом запрещено говорить три слова (неизвестно какие). || Предмет, рождающий страх. Страху в глаза гляди, не смигни! Не боящеся ни единого страху. Петр. || Гроза, угроза или острастка; покорство устрашенного, послушание; сознание ответствености. Страх Божий, благочестие, как боязнь греха. Держать кого в страхе, под страхом, в полной покорности. Иная вера со страхом, иная с любовью. Заказано, под страхом кары. Принять что на свой страх, на свой ответ, на свою голову. Отдать что на чей страх, на чью ответственость или ручательство. || Страх, нареч. ужасно, страшно, весьма, очень; страх сколько, много, без числа, несметно, тьма, пропасть; страх как, сильно, крепко, больно или упорно. Страх, что народу было! Страх люблю, не люблю бури.
Большая советская энциклопедия
Страх,
1) в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). 2) Одно из основных понятий экзистенциализма. Было введено С. Кьеркегором, различавшим обычный "эмпирический" страх-боязнь (нем. Furcht), вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределённый, безотчётный страх-тоску (нем. Angst) — метафизический С., неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У М. Хайдеггера С. открывает перед "экзистенцией" её последнюю возможность — смерть. У Ж. П. Сартра метафизический, экзистенциальный С. (angoisse) истолковывается как С. перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. 3) Ранний психоанализ, также различая рациональный С. перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный С., трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощённых желаний. В современном неофрейдизме С. становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характером современного буржуазного общества, и главным источником невроза.Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время — Д. Юм, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.), рассматривают чувство С. как причину возникновения религиозных представлений и верований; см. Религия.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Страх, психолог., один из простых душевных аффектов, волнение, вызванное неожиданной опасностью, действует парализующим образом на мускулы и нервную систему, вызывает сильный прилив крови к сердцу, останавливает часто мозговую деятельность (потеря способности рассуждения и действия) . Внезапный сильный страх может иногда повести к параличу сердца и смерти. С., подобно другим аффектам, заразителен в толпе, охваченной представлением об опасности (панический С.).
Общая психология. Словарь
Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, С. возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания С. варьируют в довольно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Функционально С. служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, способствует сосредоточению внимания на ее источнике и побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда С. достигает силы аффекта (панический С., ужас), он способен навязать видотипичные стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитное агрессивное поведение). Реакция С. появляется на самых ранних стадиях как фило-, так и онтогенеза без видимого влияния научения. Изначально ее вызывают генетически фиксированные безусловные раздражители (например, внезапный интенсивный стимул, боль, новизна), однако из-за выраженной тенденции С. к следообразованию (обусловливанию), которое часто происходит по типу импринтинга, круг вызывающих его воздействий способен быстро расширяться. В социальном развитии человека С. выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх морального или уголовного осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к С. лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции С. являются сравнительно стойкими и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к С. обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции С. наблюдаются при различных психических заболеваниях (например, фобии).