Я могу с уверенностью сказать, что это была самая интересная лекция, на которой я когда либо была. Три часа беспрерывной, плавно текущей информации о том, что я люблю в жизни больше всего: искусство и религия. Это идеальное сочетание заставляет меня всегда слушать, раскрыв уши и душу.
Левон Нерсесян несомненно превосходный лектор. Один из тех, которого не устаёшь слушать долго. Для начала мне понравилось его разделение лекции на три части: историческое предисловие, подробная история многочисленных реконструкций иконы (и что собственно на иконе осталось от самого Рублёва), иконография (оставил как самое вкусное).
Наверное я поделюсь с вами тем, что больше всего меня заинтересовало и затронуло.
Никто никогда не задумывался над сюжетом знаменитой иконы "Святая Троица"? Это ветхозаветный сюжет, когда к Аврааму и его жене приходят три путника, чтобы оповестить его, что Содома и Гоморра будут истреблены, и что от Авраама пойдёт новый благочестивый род. Из его же рода выйдет и Спаситель. Три путника делят с Авараамом трапезу, для которой был заколот телёнок. Двое из путников отправляются в Содому и Гоморру, а третий остаётся беседовать с Авраамом. Интересным моментом является то, что Аврааам обращается к путникам поочерёдно то во множественном числе, то в единственном, а иногда в обращении изрекает "Господи". С этого момента и пошли различные версии о том, кем же были эти путники на самом деле. Все святые отцы толкуют этот момент по разному и на протяжении истории было всего три варианта:
1. Это были обычные путники, но наделённые силой Святого Духа, чтобы принести Аврааму божественную весть.
2. Это был Иисус Христос с двумя ангелами. Анеглы отправились в Содому и Гоморру, а Христос остался с Авраамом (да-да, здесь лектор начал объянять какой странной была эта версия, так как Христос по сути должен появиться только тысяцу лет спустя, но это отдельная тема)
3. Это была Святая Троица
Так вот, многие византийские иконописцы и европейские художники воплощали этот ветхозаветный сюжет по разному. И по мере того, как развивались эти версии, так же они находили своё отражение в искусстве. Изображение трёх путников на иконах, где путники ничем не отличались друг от друга , первым покинуло икону. Долгое время потом изображался Христос во главе трапезного стола, а по бокам сидели ангелы (естественно и Авраам, и его жена, и другие элементы использовались в картинах). Но в итоге человечество пришло к третьему и окончательному варианту. Художники стали пытаться изображать равных друг другу ангелов, символизировавших Троицу. Очень долгое время им не удавалось это сделать. Они никак не могли найти эту самую единую гармонию, которая помогала бы воспринимать трёх ангелов как одно целое. Чем же для нас так знаменетелен Андрей Рублёв? Не тем, что он был новатором и первооткрывателем. А тем, что он смог собрать воедино все те знания и приёмы прошлых иконописцев и наконец создать идеальную гармонию. Такую, какой мы видим её сейчас. Ту, что весь мир признаёт идеальной и совершенной.
Для начала Рублёв воспользовался кругом как основой композиции ( я всегда полагала, что основа здесь - треугольник). Круг - самая мистическая и идеальная форма, символизирующая Бога (которму нет ни начала, ни конца). Причём Троица не вписана в круг, а она сама является им. Центром композиции является жертвенная чаша. Как объяснил лектор, стол - это символ алтаря, храма, а чаша - это чаша Христа и его искупительной крови. Тоесть на иконе изображён не только ветхозаветный сюжет, но и Тайная вечерия и Моление о чаше в Гефсиманском саду. Христос сидит во главе и обращается к Отцу. Бог Отец сидит слева и как бы пододвигает эту чашу Сыну, благославляя. Святой Дух, как венец всего процесса и как неотъемлемая часть всякого таинства. Вот так Троица ведёт свой безмолвный диалог. Лектрор рассказывал, что икона наполнена множеством символов, указывающих на каждого персонажа Троицы. Он так же рассказал и про фоновые детали.
Всё это я сейчас пересказала в кратции. Как некое усвоенное мной впечатление. Слушать Левона было одно удавольствие. Как он красиво читал на старославянском, как благоговейно пониажал голос, когда говорил о каких то православных таинствах и обрядах. Как выборочно зачитывал и цитировал Святых отцов. Но главное как закончил лекцию. Он сказал, что, конечно, мы можем восринимать икону Рублёва как некую энциклопедию, ценный исторический экспонат, особенно после такого большого количества информации. Но давайте не забывать, предложил он, для чего на самом деле создавалсь эта икона и для чего она существует. Для того, чтобы мы, как Авраам зрели ангелов очами физическими, умом понимали, что перед нами Спаситель, но духовными очами смогли увидеть именно Троицу.
Вот на такой ноте он и закончил и аудитория на доли секунды замерла. Каждый делал внутри себя свои выводы. А потом захлопали в благодарность. Я хотела подойти и наверное о чём-то поговорить с этим человеком, но я на столько была нагружена как духовно, так и умственно, что просто хотела всё это унести с собой как есть.