Название:Peeping Tom
Год выпуска:1960
Страна выпуска:UK
Режиссер:Michael Powell
В главных ролях:Karlheinz Böhm, Anna Massey, Moira Shearer
Вердикт:10/10
Тема дня:Харизматичный психопат
"Подглядывающий" вышел в один год с "Психо" и невозможно не сравнивать два этих культовых фильма, которые стали родоначальниками поджанра слэшер. И если "Психо" был принят критиками и аудиторией сразу на ура, и закрепил за Хичкоком статут гения, то "Подглядывающего" настигла обратная судьба. Оценки критиков были не то, что низкими, они ненавидели этот фильм, так же как и зрители. Англичане были не готовы увидеть такую сторону своего общества. "Подглядывающий" навсегда разрушил репутацию Майкла Пауэлла, в плоть до того, что он в итоге покинул страну и занимался какими-то мелкими кино-проектами. Только сейчас фильм, наконец, получает то внимание, которое заслужил. "Психо" гениальный фильм, спору нет. Но его можно отнести к разряду блокбастеров, если бы таковые были в 60ые. Он более эмоционально отстранённый и страх приходит от саспенса и шок контента. В то время как "Подглядывающий" находится на территории андеграундного кино, где зрителю буквально приходится сопереживать убийце, поэтому фильм забирается под кожу. А так же, он очень многослойный. В нём много тем и подтем, которые можно разбирать долго.
читать дальше- Интересно наблюдать, как уже в этом фильме есть весь стандартный набор сценарных тропов слэшера: фаллическое орудие убийства, финальная девушка, камера от лица убийцы ("Чёрное Рождество" максимально разовьёт эту идею потом), детские травмы, связанные с отцом или матерью, "наказание" сексуально раскрепощённых женщин, итд.
- Неопределённое отношение к главному герою Марку на протяжении всего фильма. Опять таки, если сравнивать с "Психо", то герой Нормана Бейтса использован как детективный элемент, мистический, который раскроется только в конце фильма. Про Марка мы всё знаем с самого начала. Наверное, этот элемент очевидности мог так отвратить зрителей того времени. "Психо" был деликатным, осторожным и более утончённым в своём рассказе о психопате. "Подглядывающий" же сразу врывается в зрительское сознание вуайеристической камерой и даёт понять что всё так оно и будет дальше.
Потому, что мы проводит весь фильм с Марком, узнаём его историю, его отношения с отцом, с кино-съемкой, сложно испытывать к нему только отвращение. Его становится жалко, когда он советуется с психологом о своём состоянии и можно ли это вылечить. И этот обзор полной картины на неоднозначного персонажа делает фильм таким запоминающимся и эмоционально вовлечённым.
- Две очень классные женские героини - Хелен и её мама. Хэлен, вообще, по сути, весь фильм преследует Марка и это забавно)) Она постоянно пытается наладить с ним контакт, а он хочет чтобы его просто оставили в покое. Хэлен играет активную роль, Марк пассивную. Потом у них развивается довольно трогательная дружба. Радует, как Хэлен пыталась развить их отношения через общие интересы - она написала книгу о "волшебной камере" и хотела, чтобы Марк проиллюстрировал её своими фотографиями. В каком ещё слэшере вы найдете такие отношения между главным маньяком и героиней? Мама Хэлен вообще has the biggest dick energy в фильме. Это женщина - босс. Сцены с ней и Марком было так же напряженно смотреть, как сцены Клариссы и Ганнибала. Я за неё очень переживала.
- В фильме здорово представлена атмосфера Лондона таким, каким его не принято показывать. С проститутками, мужчинами, покупающими порно фотографии из под прилавка и порно фото студиями. Эта атмосфера интересно работает на контрасте того, где живёт Марк. Идеальный, благородный, семейный дом, где есть собственный "чердак" Марка - его тёмная комната, для просмотра всех его страшных плёнок. Помимо всего прочего, в фильме есть третья жизнь Марка - его работа в престижной кино студии. Всё что происходит там, является хорошей сатирой на кино производство 60ых годов.
- Наверное, мне попалась отреставрированная версия, но фильм буквально переполнен цветами. В одном кадре может присутствовать целая радуга цветов. Очень красочный и красиво сделанный фильм.
- То, что делает "Подглядывающего" ещё более актуальным для нашего времени, это тема записи людей на камеру без их разрешения. А так же тема порнографии, которая стала доступной к просмотру любому человеку в любом возрасте. Мне кажется, в фильме есть что переосмыслить на эту тему.
- Тот факт, что в "Психо" в конце фильма врачи практически объясняют зрителям что и почему не так с Норманом Бейтсом, делает его немного более безопасным. В то время как в "Подглядывающем" на протяжении фильма раскрывают всю информацию, но оставляют зрителя с ней наедине. И делай со всей этой сложной детской травмой что хочешь.
- Орудие и способ убийства крайне изобретательны и никогда не были так близко к фаллической символике. Хичкок: я сниму более хитрое, завуалированное кино, которое намекает на разные архетипы и символику. Пауэлл: никакой недосказанности! right in your face, bitches.