Я терпеливо ждала фильм "Суфражистка" в нашем прокате, но потом поняла, что кого я обманываю? И решила посмотреть сама.
Фильм вышел очень сбалансированным, учитывая, какой спектр тем хотела охватить режиссёр Сара Гаврон, беря исторический пласт зарождения феминистического движения в Англии конца 19-го века. Ты с ходу понимаешь, что он проходит все пункты теста Бехдель и радуешься как ребёнок, когда на экране одна за другой появляются женские героини разных профессий, социальных статусов, характеров, убеждений, которых играют превосходные актрисы одна лучше другой. Кэри Маллиган в роли тихой, но в последствии бесстрашной Мод Воттс, от игры которой разрывается сердце, когда ты видишь как ей приходится выбирать между любовью к сыну и борьбой за лучшее будущее. Хелена Бонем Картер в роли интеллигентной, образованной Эдит Эллин, которая "вербовала" женщин присоединиться к движению. Энн-Мэри Дафф в роли такой энергичной, жизнеутверждающей и заражающей верой Вайолет Миллер. Мерил Стрип одно появление в роли лидера британского движения суфражисток Эммелин Панкхёрст которой заставляет сердце полыхать от восхищения, потому что не представляю кто бы мог подойти на эту роль лучше неё. Мужские персонажи тоже вышли интересными. Бен Уишоу в роли напуганного и отчаявшегося мужа Мод Воттс - Сонни Воттс как всегда порадовал своей игрой. Брендан Глисон в роли вездесущего, но сочувствующего Инспектора Артура Стида вышел внушающим. Было ощущение, будто он один противостоит суфражисткам и будто он та стена, которая скоро сломается под напором женщин.
Не знаю, попалось ли мне видео такого качества или было так задумано режиссёром, но манера съёмки создавала ощущение кино-записей 70-ых. Какая-то нечёткость кадра, затуманенность. Мне понравился этот эффект, но я не могу утверждать, что такова была идея.
Сложно перечислить всё то ценное, что показали в фильме, но я рада, что показали именно так. Без страшных перекосов в ту или иную сторону, без страшных сцен жестокости и насилия (оно там есть, но чисто как элемент упоминания, а не рассматривания под лупой). Есть сцены, которые мне понравились больше всего с героиней Мод Воттс. Первая, это когда через эту сцену мы, собственно, знакомимся с ней и это снято великолепно. Мод идёт мимо витрины в красивыми куклами и детскими нарядами и останавливается, сладко мечтая о чём то своём. В следующий момент витрина разбивается чем-то тяжёлым, что кинула одна из суфражисток с криками "Голосуйте за женщин". И тут Мод как будто просыпается, в ужасе оборачивается вокруг. Мне кажется, эта такая точная аллегория женщины, которая знакомится с феминизмом первый раз. Это как быть Мод, жить в каком-то сладком, закрытом, привычном мире, рассматривая кукол в витрине, а потом она разбивается вдребезги, чтобы стать более реальной, более осознаваемой. Вторая сцена, это когда Мод лежит утром рядом со своим мужем Сонни и спрашивает его как бы он назвал девочку, если бы у них появился ещё один ребёнок. Сонни отвечает, что Маргарет, в честь его матери. Потом Мод спрашивает, а какой будет её жизнь, как он думает? Сонни раздражённо отворачивается от Мод, понимая к чему клонит его жена и отвечает "Такой же как и твоя". Нам показывают глаза Мод, полные усталости, горечи и разочарования, мы вспоминаем все те сцены в адской прачечной, в которой она провела свою жизнь с 8ми лет и понимаем, что такой жизни не захотел бы никто.
Фильм наполнен такими моментами, в которых герои вроде бы не говорят ничего конкретного, но ты читаешь многое по сценам и по их вздохам. Это здорово. А ещё понравилось, как в конце фильма, сцена художественного фильма плавно переходит в документальную запись и ты одновременно со страхом и радостью осознаешь, что это наша история. История борьбы за нашу свободу выбора, свободу слова.


кадры