Пока ходила по инету в поисках интересных статей о случаях полтергейста, наткнулась на самый странный и наверное забавный.
В одной английской семье в 1930-х годах поселился говорящий индийский мангуст, который называл себя Джефом. Он активно общался с членами семьи, иногда помогал по дому, умел петь и разговаривать на разных языках и справлял в нужду на полу. Но в то же время он почти не показывался. Якобы есть фотография, отпечатки лапок (исследователи подтвердили что они не принадлежат ни одному известному млекопитающему) и клок шерсти (который оказался принадлежал собаке). И ещё он прожил в семье 9 лет (!).
Во всех случаях полтергейста меня больше всего интересует психологическая составляющая ситуации. В семье было два ребёнка. Девочка Вара и мальчик Джеймс. Когда мангуст только появился, он проявлял нежное отношения именно к Варе. Он её защищал, охранял её, пел песни и в общем относился по братски.

Не исключено, что <Джеф> — психологическое порождение; своего рода «невидимый друг», созданный психикой Вары и воспринятый остальными членами семьи. Едва только Вара минула период полового созревания, они с Джефом словно бы утратили интерес друг к другу, и последний переметнулся к Джеймсу. Поведение участников событий наводит на мысль, что речь тут идёт о возможной галлюцинации, которая являлась всем членам семьи и подпитывалась энергией внешнего к ней интереса. Многие из тех, кто приезжал в дом, выражали убежденность в искренности Ирвингов, и все сходились на том, что семья пользовалась уважением в местном сообществе.
— Уолтер Макграу. Fate.

Так же было другое предположение, что мангуст это создание другого ребёнка - мальчика Джеймса. Он был очень вспыльчивым и самым нервным членом семьи, что делает его психику более подверженной таким вещам.

И ещё:
В главе «Правда о Говорящем мангусте» (первой из них) он попытался объяснить феномен с точки зрения психоанализа, как результат подсознательной деятельности Джеймса Ирвинга. «Это был неудачник, мучимый страстями, которые не позволяли ему смириться с осознанием того, что жизнь его не удалась», — писал Фодор[17]. Ирвинг, по мнению автора, испытывал «интеллектуальный голод», не мог найти применения своим незаурядным умственным (а возможно и психическим) способностям и таким образом помимо собственной воли породил в доме «нечто среднее между человеком, животным и призраком». Исследователь сформулировал своеобразную теорию «раздвоения личности Ирвинга», согласно которой отколовшаяся часть психики хозяина дома, страдавшего от непонимания и одиночества, вселилась в реального зверька и придала последнему человеческие качества.

Ведь всё о мангусте мы знаем именно из дневника Джеймса Ирвинга - главы семьи.

Кстати новость о мангусте дошла до Палаты Общин. Это разбирательство вошло в историю британской юриспруденции как «Дело о Мангусте».

Всё это чем-то напоминает историю про фей из Коттинли. Хотя вся эта ситуация с мангустом принесла семье Ирвингов больше плохого, чем хорошего.
Если бы этот случай произошёл скажем в 19 веке, то я бы подумала, что Редьярд Киплинг вдохновился им, создавая рассказ про Рикки-Тикки-Тави.

Тема полтергейста как психической и энергетической составляющей человека очень интересна:

Обычно источником полтергейста оказывается угнетенная психика подростка, вступающего в стадию полового созревания. Вследствие каких-то временных аномалий нервной системы энергетическая пружина её таинственным образом распрямляется, выбрасывает в пространство свою одушевленную проекцию и превращается в злобного невидимку, который швыряет камни, бьет посуду и разрушает все, что ни попадется под руку. Как правило, «шумный дух» вполне удовлетворяется содеянным и успокаивается сам собой, но иногда открывает в себе дар поджигателя, и это увлечение для семьи несчастного подростка опаснее, чем все прежние шалости вместе взятые.
— Нандор Фодор, «Ярость, испепеляющая дома»

Я заметила, что полтергейсты часто происходят в семьях, где назревает какой-то психический конфликт, причём чаще всего "неведомая сила" контактирует с девочками или молодыми девушками.

На Википедии очень много интересного про дело о мангусте:
ссылка