Читаю на Википедии статью об истории роковой женщины. Интересно, что открытие образа произошло Джоном Китсом ещё задолго до эпохи ар деко и нуара.

Ещё в 1819 году Джон Китс написал ставшую знаменитой балладу «La Belle Dame sans Merci» (Красавица, не знающая жалости). На создание этого произведения его вдохновила легенда о Тангейзере, к которой позже обратятся Рихард Вагнер, Алджернон Суинбёрн, Эдвард Бёрн-Джонс и Обри Бёрдсли.
Баллада Китса повествует о безымянном рыцаре, встретившего фею, в которую он влюбился. Фея завлекла рыцаря в грот, они провели ночь любви, а наутро рыцарь проснулся «в краю холмов», где «завяла осока» и «не слышно птиц», и откуда отныне ему нет возврата. Любовь «безжалостной красавицы» стала проклятием для рыцаря, и возможно даже, погубила его — многие исследователи полагают, что повествование ведёт его неприкаянный дух. В этой небольшой балладе Китс по меньшей мере на два десятилетия опередил историю развития европейской литературы.


Интересно, а что подтолкнуло тогда Китса обратиться к непопулярному в то время роковому образу женщины.

Собственно весь этот интерес к знаменитой балладе возник из-за этого прелестного наброска Россетти:

читать дальше